Понедельник, 13.05.2024, 09:38
Приветствую Вас Гость | RSS

      Добро пожаловать!!! 

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

реализация КТД в рамках ФГОС

МБОУ «Щетиновская СОШ»

Технология КТД в условиях реализации ФГОС

«Покинут счастьем будет тот,

Кого ребенком плохо воспитали.

Побег зеленый выпрямить легко,

Сухую ветвь один огонь исправит»

(Саади)

 

Воспитание – великое дело: им решается участь человека.

( В.Г. Белинский)

 

Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.

Мы должны воспитать личность самодостаточную, творческую, раскрывающую свои врожденные таланты и способности – жизнеспособную личность.

Модель выпускника: (слайд )

          Дети двадцать первого века – это особые дети. Одни дети раскрепощены и эрудированны. Часто у таких детей встречается завышенная оценка своих знаний, игнорирование  точек зрения других  людей, неумение  переживать и нежелание думать. Другие, наоборот, чувствуют себя изолированными и одинокими в классе, в силу разных причин (семейные неурядицы, социальное неравенство и т. п.).

Изменилась  социальная среда развития современных детей. Высокая информированность детей зачастую приводит к растрачиванию внимания на бесполезные, а порой даже вредные для жизни и здоровья, знания. Таким  детям свойственно очень скудное общение со сверстниками Родители, бабушки-дедушки всегда ограничены во времени, им зачастую некогда заниматься воспитанием своих детей и внуков, что порой ведёт к тому, что дети не усваивают  моральные нормы, нормы взаимоотношений с другими людьми.

Дети становятся некоммуникативными, эмоционально неотзывчивыми, нетерпимыми к чужому мнению.  Большинство современных детей по разным причинам  лишены возможности приобретения опыта коллективного сотрудничества, бескорыстной помощи другим людям.

Педагоги  часто сталкиваются  с  нежеланием учащихся   прийти на помощь однокласснику, с неготовностью  пожертвовать своим личным временем для участия в социально значимом общешкольном или классном мероприятии, с неумением вместе решать возникающие проблемы.

В основу работы по устранению   и  предупреждению  данных  негативных явлений у  учеников может быть положена технология коллективной творческой деятельности, т.к важную роль в формировании подрастающего поколения играет коллектив. Именно он является основной социальной средой, в которой могут воспитываться  способности личности. А чтобы организовать определенный образ жизнедеятельности коллектива, надо подходить к процессу  творчески.

 

Коллективной творческой деятельностью, по определению автора данной технологии И. П. Иванова, называется «такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все члены коллектива участвуют в планировании и анализе; деятельность носит характер коллективного творчества и направлена на пользу и радость далеким и близким людям».

Технология организации коллективной творческой деятельности предполагает:

  • организацию жизни детского коллектива как общественно значимой – на основе совместной заботы педагогов и воспитанников об улучшении окружающей жизни, жизни своего коллектива и самосовершенствовании, о близких и далеких людях;
  • построение коллектива на принципах сменяемости ролей (в коллективе нет постоянных поручений и постоянных руководителей, каждый может попробовать себя в любой роли), опоры на «малые группы» внутри коллектива (состав этих групп постоянно меняется – так дети учатся взаимодействовать с разными людьми), коллективного планирования, подготовки, анализа и организации общих дел, отношений и поступков;
  • организацию жизни детского коллектива как личностно значимой и эмоционально насыщенной;
  • организацию жизни детского коллектива как художественно инструментованной (посредством ритуалов, традиций, игровых приемов и т. п.);
  • особую позицию педагога как старшего товарища («рядом и чуть впереди»), искреннего и понимающего, готового и умеющего взаимодействовать с детьми.

 

Цель использования технологии КТД: раскрепощение личности, формирование гражданского самосознания, развитие его способностей к социальному творчеству, воспитание общественно-активной творческой личности, способной преумножить общественную культуру, сделать вклад в построение правового демократического общества.

Основными задачами КТД являются:

 

•         Формирование и развитие коллектива;

•         Развитие личности каждого ребенка, его способностей, индивидуальности;

•         Развитие творчества как коллективного, так и индивидуального. ·

•         Обучение правилам и формам совместной работы.

•         Реализация коммуникационных потребностей детей.

 

В процессе КТД развиваются все стороны личности:

 

•         познавательно-мировоззренческая (знания, взгляды, убеждения, идеалы),

•         эмоционально-волевая (чувства, стремления, интересы, потребности),

•         действенная (умения, навыки, привычки, способности, черты характера).

 

Центральным звеном коллективной творческой деятельности является коллективное творческое дело (КТД). Именно правила его организации составляют основу технологии организации коллективной творческой деятельности.

В организации «классического» КТД, разработанного И. П. Ивановым, выделяют шесть стадий.

 

Первая стадияпредварительная работа коллектива, целью которой является создание настроя на предстоящее дело, формирование мотивации.

Возможны разные формы организации деятельности детей на этой стадии:

Стартовая беседа. Разведка интересных дел (РИД). «Развивающаяся кооперация». «Мозговой штурм «Аукцион идей».

Вторая стадияколлективное планирование, разработка проекта КТД.

Третья стадия – коллективная подготовка КТД.

Четвертая стадия – стадия проведения КТД. Это и есть собственно коллективное творческое дело, итог работы, проделанной при его подготовке. В коллективном творческом деле нет зрителей – участниками являются все

Пятая стадия – коллективное подведение итогов, коллективный анализ проведенного дела.

Шестая стадия – ближайшее последействие. На этой стадии руководитель коллектива организует использование воспитанниками в учебной и внеучебной деятельности того опыта, который был накоплен при планировании, подготовке, проведении и обсуждении КТД. Это может быть работа в микрогруппах на уроке, подготовка сюрприза для малышей, оформление летописи коллектива.

На каждой из этих стадий продолжается формирование УУД.

Личностные УУД  обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию детей (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учебной деятельности  (целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

Познавательные УУД  включают  общеучебные, логические и направленные на постановку и решение проблемы навыки.

Коммуникативные УУД  обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Формируемые УУД зависят от направленности КТД.

В рамках технологии организации коллективной творческой деятельности предполагается проведение КТД различной направленности – трудовых, познавательных, художественно-творческих, спортивных, общественно-политических.

Каждое КТД является комплексным средством воспитания, поскольку предполагает развитие в единстве личностных, индивидуальных и субъектных качеств воспитанника.

В процессе КТД развиваются все стороны личности:

•         познавательно-мировоззренческая (знания, взгляды, убеждения, идеалы),

•         эмоционально-волевая (чувства, стремления, интересы, потребности),

•         действенная (умения, навыки, привычки, способности, черты характера).

Коллективная творческая деятельность – это деятельность одновременно практическая и духовная, позволяющая ребенку приобрести не только практические, организаторские, коммуникативные и другие навыки, но также выявить и реализовать свои способности, приобрести опыт диалогического взаимодействия и гуманных отношений, освоить принятые в обществе способы и формы реализации ценностных отношений к окружающему миру и другим людям.

Групповая деятельность воспитанников - это уникальное и в тоже время естественное социальное и педагогическое явление, которое может быть положено в основу всей деятельности коллектива, это бесценный опыт воспитанникам, который пригодится им в дальнейшей жизни. Более полувека изучаются, разрабатываются и распространяются идеи, положенные в основу коллективного творческого воспитания. Вызовы современности всё настойчивее требуют преодоления формализма в воспитании, а, значит, неуклонно будет расти интерес к способам организации творческой жизнедеятельности, к воспитательным отношениям творческого содружества поколений.

Категория: Мои статьи | Добавил: татьяна (29.09.2018)
Просмотров: 1516 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Каталог образовательных сайтов    Банк Интернет-портфолио учителей   Учительский портал Методсовет